Как стать учителем года

Молодой педагог, победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года» Андрей Федотов рассказал Rjob, как карьера певца и выдвижение кандидатуры в депутаты Госдумы помогает ему интересно проводить уроки английского языка, и поделился секретом, как стать учителем года и получать удовольствие от педагогической работы.
Как стать учителем года

Как вы приняли решение участвовать в конкурсе «Учитель года»?

Когда я только пришёл работать в школу, во мне сразу увидели потенциал и предложили принять участие в конкурсе «Учитель года». Если честно, сначала я немного испугался – думал, что это не для меня. Но потом понял, что администрация школы возлагает на меня большие надежды, даёт возможность реализоваться. По итогу первого этапа я попал в рейтинг и очень удивился этому. Этапы конкурса «Учитель года» складывались из импровизации, воспитательной беседы и урока, – это как раз то, что приносит мне удовольствие. Получается, что благодаря администрации школы я поверил в себя и теперь несу свет знаний детям и другим молодым педагогам.

Получили ли вы какую-то пользу от участия в конкурсе? 

Конечно! Обо мне узнали во многих учебных заведениях области. Я получил колоссальный опыт, которым могу поделиться с молодыми учителями. Я понял, что это реально полезно, настраивает их на рабочий лад. На мастер-классах, которые организует управление образования, мы с молодыми учителями продвигаем проекты, которые помогают им реализоваться.  Один из них – трёхдневный лагерь-актив для молодых педагогов, которые планируют принять участие в конкурсе «Учитель года». 

Как дети отнеслись к вашему участию в конкурсе? 

Когда я готовился к конкурсу, пропустил много уроков. И я очень благодарен родителям моих учеников, которые в это время приходили в школу, контролировали питание детей, каждый раз звонили мне и спрашивали, как у меня дела, как мне помочь. Помогали с распечатками, раздатками. Та поддержка, которую они мне оказали, – бесценна.

На своей страничке в соцсетях вы выкладываете много видео об уроках. Какую реакцию они вызывают у учеников и их родителей?

Когда мы с детьми едем на какие-то сборы или соревнования, родители следят за ними именно благодаря моим соцсетям. Мы часто выкладывает stories в Инстаграм, огромное количество видеороликов… Родители их смотрят и понимают, что с их детьми всё в порядке. Даже просят выкладывать такие stories чуть почаще (смеётся).

федотов

Все знают, что в последнее время работа в школе сопряжена с большим количеством бумажной работы. Кроме того, жёстко регламентирована программа. Как при этом привносить что-то новое и не быть скучным педагогом?

Если говорить о бумажной работе, в первый год у меня с ней были сложности. Я ощущал прессинг со стороны администрации, потому что документации очень много. Но в течение года я систематизировал свою работу так, что стал всё успевать. И если наладить общение с коллегами, то они подскажут, что и как делать. Кроме того, оптимизировать свои усилия нам помогает проект «Виртуальная школа». 

В студенческие годы я пел в группе, и теперь очень часто вместо аудирования мы с учениками слушаем песни. В этом году я был кандидатом в депутаты Госдумы, принимал участие в огромном количестве дебатов, и теперь некоторые финальные занятия мы с детьми проводим в форме дебатов. Это интересно и мне, и ученикам. 

Берёте ли вы работу домой?

Да, бывает. Классный журнал я всегда заполняю дома, потому что там я могу спокойно зайти в Интернет, открыть свои записи, проставить оценки, «энки» выставить. Но стараюсь справляться с этим максимум за полчаса, а всё остальное делать на работе, чтобы не напрягать ни себя, ни родных. К тому же, круто работать в первую смену – в 13:30 я уже свободен, и у меня остаётся время на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ и на личную жизнь. 

Молодые педагоги редко задерживаются в школе, и у всех причина одна – ужасный коллектив «советской закалки», с которым тяжело работать. Как считаете, действительно ли в школе сильна конкуренция среди учителей?

Конкуренция среди учителей, безусловно, есть. Даже если говорить о заработной плате: у нас есть ставка и стимулирующий фонд. Чем в большем количестве конкурсов я участвую, чем в большем количестве олимпиад участвуют мои дети и чем более они результативны, тем выше стимулирующий фонд. Конечно, педагоги во всех школах разные. 

В нашей школе коллектив примерно на 30 % состоит из мужчин, и, наверное, в этом секрет его успеха, потому что у нас нет никаких интриг и коалиций, все друг другу помогают, делятся опытом. У нас есть методическое объединение русского, иностранного языков и литературы.  И очень часто я получаю поддержку именно от русоведов. Благодаря ним идёт постоянный процесс развития. У нас в школе есть учителя пенсионного возраста и молодые учителя, и они помогают друг другу с IT-технологиями и написанием программ, которые помогают учебному заведению держать планку.

Случаются ли моменты эмоционального выгорания? 

Федотов

Если честно, такое выгорание подходит к маю, к концу года, потому что пытаешься к каждому мероприятию, к каждой четверти выложиться по полной. Я не могу всё делать спустя рукава, и вот уже три года работаю практически без отпуска, потому что в летнее время общаюсь с детьми. Это заряжает, настраивает на хороший рабочий лад. Мы постоянно куда-то выезжаем: на батуты, в квест-комнаты и т.д. А в прошлом году, когда в городе открылся зоопарк, мне позвонили родители детей и предложили собраться классом и поехать туда. Как это было круто!  

Конечно, можно провести уроки формально и уйти, но какое от этого удовольствие? Гораздо интереснее и приятнее приходить на работу, зная, что тебя ждут, что ты хочешь кого-то там встретить и с кем-то пообщаться. Это же прекрасно!

Как найти контакт с детьми? Особенно если они «сложные», замкнутые, с печальным бекграундом и опытом общения со взрослыми… 

В моём классе есть два ребёнка, которые отличаются от других – они очень самостоятельные, не принимают все правила, которые задаёт преподаватель. Я был очень раздосадован этим, но когда мы обсуждали их поведение на родительских собраниях, родители удивлялись, как такое может быть, тем более что один из них признан кадетом года. 

И вот в мае у нас были сборы «Зарницы», и мне посчастливилось провести три дня в одной палатке с этими ребятами. Я не сказал им ни слова: всегда всё было убрано, приготовлено, дисциплина была –  не придраться. И тогда я понял, что дети крутые! Значит, проблема не в них, а в педагогах.

Вы преподаёте английский. Это не литература и не химия, с такой профессией вы могли бы зарабатывать куда больше в частных компаниях. Но выбрали общеобразовательную школу. Почему?

Оканчивая учебное заведение, я познакомился с молодой преподавательницей, которая на тот момент как раз участвовала в конкурсе «Учитель года». Она попросила помочь ей в подготовке, в итоге стала лауреатом, а спустя время спросила, не хочу ли я стать учителем в её школе. Сначала я сомневался, потому что хотел работать переводчиком, но потом решил попробовать, прошёл собеседование, директор школы мне очень понравилась. Как-то так всё и закрутилось. Сейчас я понимаю, что меня всё к этому вело, и уйти я уже не могу. 

Что касается зарплаты, то, если я буду показывать хорошие результаты работы, то у меня будет стабильный стимулирующий фонд.  Причём я не заставляю себя принимать участие во всевозможных олимпиадах и конкурсах, которые влияют на размер фонда – это мне реально нравится. 

А через 10 лет видите ли вы себя учителем?

Зарекаться не могу, но пока я получаю удовольствие. И пока я буду его получать, я буду работать. Когда перестану получать удовольствие от процесса обучения, воспитания, от общения с детьми, их родителями, своими коллегами – я уйду.

Много ли минусов в работе учителем? 

Минусов значительно меньше, чем плюсов. С некоторыми я столкнулся изначально, тогда они были очевидны, а сейчас уже сглаживаются. Первое – это документация, но ситуация решаема. Второе – не всегда корректное общение с коллегами, особенно если коллектив женский. Третье – не всегда правильное выстраивание отношений с детьми. Но я такой человек, который на минусах вообще не зацикливается. Даже если коллеги затрагивают подобные темы, я стараюсь их не поддерживать и рассказываю, как эти минусы превратить в плюсы. 

Что заряжает вас и настраивает на рабочий лад?

Я читаю психологическую литературу, просматриваю в Интернете мастер-классы из разных сфер: психология, продажи, как правильно себя подать. Потому что, если правильно себя подаёшь, у тебя выстраиваются правильные отношения со всеми участниками образовательного процесса. 

федотов

Что бы вы посоветовали выпускникам педагогических вузов или факультетов, которым 1 сентября предстоит идти в школу? Какой путь им надо будет пройти и что сделать, чтобы стать «Учителем года»?

Во-первых, нужно посещать уроки коллег, даже если они плохие. Как говорит директор моей школы: «Ты посидел, посмотрел и понял, что так ты урок проводить не будешь». Второе – это найти человека, который будет наставником и во всём поможет. Когда я только пришёл в школу, я сразу потянулся к двум женщинам-педагогам пенсионного возраста. Они помогли мне найти общий язык с некоторыми учащимися. Я думал, что если я учитель, то меня просто обязаны слушаться, но эти два педагога показали мне, что это не так, и что ко многим ситуациям нужно относиться проще. 

Далее – нужно постоянно впитывать в себя много информации, потому что педагог – это тот, кто всё в себя впитывает. Но важно уметь отсеивать шлак. Я получаю много информации от родителей, учеников, администрации школы, и не вся она мне необходима. 

К тому же, нужно выработать свой стиль, это произойдёт не за год и не за два, но тем не менее. И всю информацию подбирать под свой стиль: если она не подходит – отметать. Это основное. 

Свой стиль преподавания я пока что не выработал до конца, но очень к этому стремлюсь.

© Мария Степанова, RJob. Фото предоставлены Андреем Федотовым

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

«Мягкое увольнение»: зачем нужен аутплейсмент 
Как работают в похоронном агентстве 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0